Водоплавающая Кошка (makimoto) wrote,
Водоплавающая Кошка
makimoto

Categories:

"Республика ШКиД"?

Я с детства очень любила этот фильм, и книгу. Думала: вот бы здорово в такой школе учиться!.. Но никогда не предполагала, что мне доведется в ней работать. И что вообще такие школы существуют.
Ну, разумеется, не в точности такая же - не интернат - но принципы очень сильно отличаются у нас от обычных школ. Может, поэтому я там и работаю уже 4 месяца : в совколых школах более трех продержаться не могла, уходила. Сбегала. За исключением того разве, что год проработала в "Школе Завтрашнего Дня" при американском посольстве (главная из системы А.С.Е. в Москве) - но то тоже была крайне необычная школа. И ушла оттуда только потому, что американы сильно прокатили меня по деньгам, а этого я не люблю. О чем сразу и сообщила нашему директору - Грицу (Олегу Гриценко). Может, кого-то из вас это шокирует (да и я не сразу привыкла), но тут принято называть друг друга по именам (или по прозвищам) и на ТЫ. Не зависимо, ученик ли это, преп или директор.

179-я Школа расположена в самом центре Москвы, недалеко от Кремля и Красной площади. Она является структурным подразделением Московского Института открытого образования (МИОО). 179 школа известна своими профильными классами: математическими, аналитическими, историко-филологическими, а также изобретательскими классами и классами самоопределения. Учащиеся школы регулярно занимают призовые места на Московских и Всероссийских олимпиадах школьников по математике, физике, информатике. В 2006-2007 году школа заняла 12 место в рейтинге образовательных учреждений г. Москвы по результатам Московских городских олимпиад (по данным городского оргкомитета).
Выпускники школы учатся на самых разных факультетах МГУ им. М.В.Ломоносова, а также в других ведущих вузах страны.


Наше экспериментальное "естественно научное" (или отделение находится на верхнем, 4-м этаже, рядом с актовым залом. Ничего, спортивная пробежечка взад-назад не помешает! ;) Кругом царит художественный беспорядок, за который Гриц извиняется передо мной. Но мне как раз-таки ближе и милее подобное раздолбайство, чем неуютные коридоры и "рекреации" обычных школ - меня мутило от одного их вида. Еще несколько наших классов - этажом ниже.

В этой необычной школе принято не ученикам, а учителям-предметникам ходить по классам и проводить там свои пары: как в институте - по 90 мин. И система зачетов тоже оттуда взята, оценок не ставим аж до 9 класса. Главное - чтоб детям было интересно учиться, но при этом достаточно трудно: тут не побалбесничаешь, приходится все время думать головой, принимать нестандартные решения. Тупых учеников тут нет: при поступлении проходят собеседование, тесты. А вот лентяи, как и везде, случаются. Но боятся вылететь отсюда в обычную школу. А туда им ой как не хочется! Кто там станет прислушиваться к их мнению? кто будет с ними считаться? Кто будет на постоянных многочасовых (допоздна) педсоветах ( вместо пустых формальных слов, где все засыпают или рисуют - в совковых школах) думать, как помочь тому или иному отдельно взятому ученику? Как раскрыть в нем талант и не задушить его индивидуальность?

Кстати, когда я смотрела фильм про Царскосельский Лицей - мне это очень напомнило систему нашей школы и отношение к ребятам. Здесь нет равнодушия, отвращения к занятиям - и у учеников, и у препов (совковые-то, да и американские, судя по фильмам, идут на урок как на войну). Конечно, учителям приходится тяжеловато, что и говорить: уйма сил, души и времени уходит на это. Зато есть общее дело, есть интерес, увлеченность и главное - СМЫСЛ всего этого я вижу. А значит, не жаль сил и времени. К тому же, душевный молодежный коллектив : народ свойский, без апломба, веселый - другой здесь просто не удержится.



В Мучительской (потому что мучают тут, как вы уже догадываетесь, учителей: не дают спокойно поесть, чаю попить - набегает толпа детенышей, сжирает всю преповскую еду и глядит невинно и умильно моргая глазками - ну что с них взять!) - центр жизни: ученики не только хозяйничают там в шкафах, буфете и холодильнике, но и торчат в соседней комнатушке за компами: по делу и без. Короче, проходной двор. Бывалоча сядешь попить чайку, а ученички подсаживаются, наливают себе тоже:
- Ну Лен, расскажи чё-нть интересненькое!
- Хватит я вам весь урок распиналась. Дайте отдохнуть уже.
- Ну тогда мы тебе сами что-нибудь расскажем. - и давай наперебой... Нда.. Побыть в тишине и собраться с мыслями перед уроком - фигушки-то.

Или вот, заполняю официальный журнал (такой все же существует -- но формально, для отчетности главной директрисе всея лицея, а также РОНО), а тут налетает толпа семиклашек и давай меня кормить вкусной едой из курицы, грибов и ананасов (приготовленной самими, между прочим - когда дома, но чаще прямо в школе) и байками опять же. Сидим, жрем шестью вилками из одной тарелки, обсуждаем кому что ставить:
- Вот этому пару ставь сразу, Лен, он достал уже всех!
- Пожалуй.. И меня тоже утомил - выше крыши... - ставлю двойку в четверти. Спохватываюсь, - ОЙ! Я ж промахнулась, не ему поставила, а отличнице!.. Что делать бум?
- На вот лезвие, подотри, мы тож так делаем в дневниках. - Проковыриваю случайно до дырки:
- Ну вот, блински! Всё испортила...
- Тогда давай забелкой закрасим! - и сами уже из-под руки ляпают жирную белую кляксу в журнал.
- Ну ёлы-палы, что вы наделали! Нас же убьют!! - на мой вопль приходит один из учителей и с удивленьем говорит:
- Чего это вы тут дурью маетесь? Надо было просто зачеркнуть, а внизу написать "ИСПРАВЛЕНО" - и подпись учителя...

Дети ценят и любят эту школу, хотя многим приходится ездить сюда каждый день - некоторые даже из Жулебино и Мытищ! А вот выгнать их домой чрезывычайно трудно: мы после педсовета выползаем часов в семь - глядь, сидят на столе в коридоре, ножки свесив. Спрашиваю:
- А вы чего тут делаете?? Родители за вами должны заехать?
- Да какие родители! Мы сами ездим.
- А чего так поздно? Почему домой не едете?
- Да чо там дома делать-то!..
Нда, и ответить-то нечего, только глазами и похлопала...

Конечно,"дети-индиго" цветут тут ярким и буйным цветом.. Но это уже трудности препов. Зато ученики весьма способные, продвинутые: наш компьютерный гений Сережа Володин даже сделал и регулярно ведет школьный сайт: http://179e.net/.
С ними нельзя авторитарно (за исключением особых случаев, когда головомойка вполне заслужена), можно только договариваться. Нужно много терпения и юмора, нестандартные ходы. Перед своим первым там уроком я посидела на паре Словесности (это вместо Рус.Яз.) и заметила, как один из ребят исподтишка скандировал листком с написанным на нем крупно: "ОЛБАНСКИЙ РУЛЕZZ!!!" Так-тааак, подумала я, будет ужо вам... ;))


И на первом же своем уроке я вошла в класс со словами:
- Здравствуйте, я ваша новая учительница олбанского. - Класс замер, подавился чаем и булочками. Ну не шмогла я, не шмогла отказать себе в удовольствии поглядеть, как у них вытянутся лица от изумления. - Эээ.. В смысле, английского, конечно. Хотя и олбанским владею в совершенстве (в этом мои читатели уже убедились - правда, в последнее время немного поднадоело уже, да). - И села на край учительского стола.
Кстати, это гораздо правильнее, чем засесть в учительское кресло, как это делается традиционно - при этом преп напрочь отгораживается от класса и не видит, что там происходит, особенно на галерке. Здесь же я должна видеть всех и никому не давать лодырничать и спать - а ноги все же не казеные скакать полтора часа кряду.

Помимо английского мне пригодился также и китайский (не зря я в летнем ушуйском лагере в этом году обучала деток иероглифам - http://makimoto.livejournal.com/85197.html?nc=138) : у 6 и 7 классов была перед НГ тема "Восток" и им в качестве ознакомления проводилась пара арабской вязи и пара китайской каллиграфии. Всё для них было интересно, в диковинку: и особые кисти из специального набора, и прочие принадлежности оттуда (на фото справа я показываю им баночку с киноварью - для красных печатей-подписей авторских):




(Эти 5 фоток сделаны Сережкой Володиным на уроке - мобильником.:)
Вот на левой фотке внизу Говорун (Саша Разумов) самостоятельно нарисовал себе на руке - нет, не букву Жо, но знак воды - ШУэЙ. Ребятки подсели на иероглифы: некоторые из них даже не мылись неделю, чтоб не смыть свои "татушки". )))

Раз в год тут устраивается мощное мероприятие - Большая Выездная Олимпиада (над чем мы как раз сейчас и работаем - потому нет возможности часто читать и писать в ЖЖ): с 6-го по 10-й классы нашей школы, а также еще нескольких дружественных спецшкол, выезжают на четыре-пять дней за город, на базу пансионатского типа. И за эти дни устраиваются такие конкурсы как "Миллион", ЧГК, Конференция, Антинаучный Бой, Столы и Списки (программная проверка по основным предметам и вопросы на нестандартную логику), Футбол, Перестрелка, ВЫЖИВАНИЕ и мн.др.
Два раза в год, весной и осенью на природе устраивается двухсуточная риал-тайм игра на "Выживание" в экстремальных условиях.
На каникулы же дети выезжают в другие города или даже в экспедиции на месяц, а то и два.

По субботам в нашей школе частенько устраиваются ролевые игры - такие как, например, "Восточный Базар" - это одна из самых костюмированных и красочных игр. Ребята готовятся уже с самого утра: переодеваются, девчонки-семиклассницы накрашивают друг дружку и пудрят лицо мукой (им кажется, что в Древнем Китае так именно и делали :) - я охаю, но помочь им уже времени нет: надо успеть сделать соответствующий имидж себе и дочке (Настя попросила меня взять ее с собой на игру и по мере сил принимала в ней участие). Купила себе по такому случаю короткую катану, которую мальчишки тут же выпросили у меня, чтобы помахать ею и попозировать. Их деревянные мечи, которыми они с удовольствием грохочут на больших переменах в своем классе (их хранят в шкафу с книгами и прочими вещами)


Во всеобщей радостной суматохе (Игра ведь скоро начнется!) класс превращается в полнейший бардак, о чем и сообщает с укоризной вошедший Гриц. Дети по-быстрому наводят "порядок": подбирают с полу бумажки и прочий мусор и складывают на парты. Им выдают бейджики с названиями городов их подданства. У седьмого класса - тема Китая и Японии, у шестого - мусульманский Восток.



Мастера - препы и старшеклассники, ностальгирующие по этим играм, обкатывают детали сценария и при этом на скорую руку нарезают бабки - в буквальном смысле: отпечатанные на ксероксе юани и дирхемы местного пошиба. На сцене актового зала, где происходит главное действо - собственно Базар - расположена Чайхана, она же по совместительству буфет для разжившихся таньгами или тугриками (заработанными в будние дни общественно-полезным трудом или особо-важными заданиями научного свойства: например, приделыванием к нарисованному на фанере изображению лося соответствующих костей, собранных в одной из экспедиций - см.фото ниже, в "Пустыне")





А это Макимото-младшая, из клана Макимот, на своем пути к "Медресе" - по совместительству там же и Школа Китайской Каллиграфии. Где Макимото-старшая, из клана Макимот, ведет обучение иероглифике и основам китайской живописи. А параллельно позвякивает катаной - в назидание татям и нерадивым ученичкам. =)
Но ученики вполне прилежны: еще бы, ведь им нужно написать такое послание либо же дарственное подношение эмиру, чтобы их просьба была немедленно рассмотрена и удовлетворена. Пишут усердно тонкими кистями - тушью на рисовой бумаге.



Старательно выводят. Не то что давеча на пакете "Каллиграфия": там после часа кропотливой работы по овладению основными навыками и принципами иероглифики, ребята просили меня написать им те или иные слова по-китайски на руках и плечах, наподобие татуировок. Изрисовали себя с ног до головы и ходили гордые, показывали всем.
Каллиграфия им пригодилась и для оформления школьного музея. В результате девчонки с художественными способностями Катя и Кира так поднаторели в этом деле, что завалили эмира иероглифическими открытками и картинами, чем заслужили благоволение не только себе, но и всему Китаю. А арабы в результате впали в немилость и сильно погорели по бизнесу...




Эмир - персона номер один в игре. Не важно, что на его роль выбрали 10-летнего пацаненка, сына одной из наших учительниц, как я с удивлением узнала потом - так правильней и демократичней. Да и в роль он вошел хорошо, колоритный такой мальчуган. :)
К нему все приходят на поклон с максимально привлекательно начертанными грамотами. И дарами, разумеется. Ибо от них зависит милость или немилость государева. По правилам игры время от времени все присутствующие на площади обязаны падать ниц и возносить хвалу эмиру. Кто не успевает, может быть наказан стражниками и даже выдворен вон из государства. Эмир отдает какие-нибудь повеления, типа: отныне все должны ходить с покрытой головой! И горе тому, кто ослушался. Либо: желаю и повелеваю, чтоб все плясали (или пели)! И все начинают приплясывать и напевать что-нибудь восточное.



Пока купцы на Базаре отчаянно торгуются и обменивают товары на тугрики, наиболее успешными дельцами из 7-го класса снаряжаются караваны верблюдов в дальние края через Пустыню. Географически она находится по соседству с Актовым залом - в классе с полускелетом лося (см. пояснение выше). Там по карте прослеживается маршрут, а кроме того, ведутся чрезвычайно сложные расчеты по верблюдо-дням (вернее, ходам): кол-во их и товаров, время в пути, усталость, скорость, запас воды и пр. Все эти данные отображаются проектором на доску. Уже в ходе игры видно, кто на чем погорел: некоторые умельцы, например, повезли продавать ковры в Стамбул (!)...



А в это время Базар кипит, кишит, машется на мечах и саблях.. Эмиру надоело сидеть на одном месте, он решает отправиться самолично - чё-нть купить. Но деньжат-то в казне маловато, почему-то.. Не беда, на то есть сборщики налогов: они враз обегают зал и срубают половину прибыли со всех без исключения. Мне удается ловко нагреть мытаря на курсе юаня к дирхему: а вот надо быть внимательней и знать, что юань - весьма мелкая монета.





Одна из торговок впадает в такой азарт, пытаясь впарить эмиру "святые мощи" самого Магомета (на самом деле - рука питекантропа из кабинета биологии), что устраивает целый театр одного актера. И вот просветленный эмир со счастливой улыбкой прижимает к груди корявенькую и мохнаютую, бурую (не иначе - от времени) левую руку пророка! Не важно, что казна опустела окончательно: ведь игра уже подходит к концу, и так заигрались - темнеет уже на улице.



Все рассаживаются по залу: препы впереди, ученики на полу или на стульях - полукругом. Идет обсуждение игры - как эмоциональное, так и рациональное: хорошая театралка того или другого актера удостаивается всеобщих аплодисментов. Хорошие сделки - тоже: первые три места даже награждаются чем-то. Ошибки разбираются самими детьми и учитываются на будущее. Все усталые - валятся с ног: еще бы, шесть часов непрерывной риал-тайм РПГшки! - но довольные, делятся впечатлениями, наводя порядок в зале и классах (на это уходит где-то еще час)..

А в ваших школах устраивались когда-нибудь такие игры? Не только зрелищные, но и полезные, и познавательные. Перед этим я участвовала еще в играх "Коллекция" и "Выборы" - последняя полный атас! - политическая и государственная система РФ глазами детей - это нечто! :)))

А привела меня в эту школу sofunja - участница нашей теплой компании: группы botva. Привела чуть ли не насильно, надо сказать: я недели две упиралась и придумывала всякие доводы и отговорки. Мол, мне и той работы хватает по горло, а тут еще и вторую на себя взваливать. Да притом я-то знаю: работа в школе - это ж никакого свободного времени и личной жизни практически! Я имею в виду работу с отдачей, а не абы как, спустя рукава. Потом все же устроилась туда и долгое время не знала, говорить ли Саньке за это спасибо, или же наоборот сказать в сердцах: "Какого черта мне весь этот гимор?!" Колбасило меня: от полного восторга и энтузиазма до желания немедля бросить школу нафиг. И не париться. Поэтому и не знала, что писать мне про эту школу, и писать ли вообще. Да и до сих пор, в общем-то не знаю, сколько я тут продержусь. Но Гриц возлагает на меня большие надежды - я влилась в коллектив и подхожу им по всем статьям вроде как... Посмотрим. Пока могу сказать одно: ТРУДНО, но ИНТЕРЕСНО.
Tags: Китай, школа, я
Subscribe

  • Рога и Копыта

    Такое вот славное кафе мы с подругой облюбовали себе в город Ярославле, во время путешествия по Золотому Кольцу: Это коллаж на…

  • Аах, крокодилы, бегемоты... обезьяны, кашалоты...

    Мда.. Не только в Африке горы "вот такой вышины!".. правда, это не горы, а скалы Андаманского архипелага. Как раз тут, на острове Пхи-Пхи,…

  • ВСЕХ МУЖЧИН С ПРАЗДНИКОМ !

    "Лоцман Кацман в этот момент стоял на корме и пил свой утренний пиво..." ( Юрий Коваль читает 41 главу "Суера-Выера")))

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 384 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Рога и Копыта

    Такое вот славное кафе мы с подругой облюбовали себе в город Ярославле, во время путешествия по Золотому Кольцу: Это коллаж на…

  • Аах, крокодилы, бегемоты... обезьяны, кашалоты...

    Мда.. Не только в Африке горы "вот такой вышины!".. правда, это не горы, а скалы Андаманского архипелага. Как раз тут, на острове Пхи-Пхи,…

  • ВСЕХ МУЖЧИН С ПРАЗДНИКОМ !

    "Лоцман Кацман в этот момент стоял на корме и пил свой утренний пиво..." ( Юрий Коваль читает 41 главу "Суера-Выера")))